Он хотел жить с Христом – и это посчитали преступлением»

Все началось с маленького листочка с фамилиями монахов и иеромонахов

– Старшее поколение, которое дало Церкви исповедников и мучеников, – это чистый источник, из которого мы по милости Божией не просто можем, но и обязаны пить – насыщать память. Я имею в виду память как историческую, так и духовную, – говорит Анна. – Иначе засохнем. Засохнем как народ и как христиане. Какие же мы русские, какие же мы православные, если не знаем, не помним подвига совсем недавних лет?! С каждой встречей с доброй бабушкой, с каждой прочитанной книгой, статьей в газете или журнале о родной Вологде, ее жизни после революции, я бы сказала, прежняя духовная история оживает перед глазами. Идешь по городу, по знакомым улицам и понимаешь, что сейчас все по-другому, а когда-то здесь стоял храм или монастырь, ты их видел на черно-белых фотографиях того, уже кажущегося чуть ли не сказкой, доброго старого времени, которое ты можешь почувствовать только чуть-чуть, потому что вырос и воспитан в совсем другой действительности.

Всех священнослужителей, обвиняемых по этому делу, расстреляли 1 декабря 1937 года. С момента ареста и до приведения приговора в исполнение – меньше месяца. Место казни страдальцев неизвестно: убивали как в подвалах Свято-Духова монастыря в центре Вологды, так и за городом. «Ликвидация, – как пишет Владимир Яцкевич в книге «В тихой Вологде», – проходила и в лесном массиве недалеко от деревни Чашниково». В 2007 году на месте массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий архиепископом Вологодским и Великоустюгским Максимилианом была освящена часовня святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Сколько точно священников и простых верующих захоронено там, неизвестно, но среди них покоится и иеродиакон Антоний (Ковалев). Он был реабилитирован «за отсутствием состава преступления» в 1965 году.

По твердому убеждению и уже имеющемуся опыту Анны Широких, наши бабушки, прабабушки – те самые «белые платочки» – не только спасли Русскую Церковь во времена гонений, но и продолжают ее спасать от беды другого рода – забвения.

Следовательно, как выяснилось, иеродиакон Антоний, пережив в течение короткого времени разорение святой обители на своей малой родине, затем осквернение Свято-Духова монастыря, закрытие Владимирского храма, стал служить в одной из двух оставшихся в живых церквей Вологды, затем был первый арест и годы заключения в Сиблаге, а потом – служение в Лазаревской церкви. В 1937 году, во время очередной волны гонений, он был снова арестован. Таким образом, поиски привели меня в архив УФСБ Вологодской области, где сохранилось уголовное дело 1937 года по многим священникам Лазаревской церкви Вологды.

Но все-таки удалось узнать дальнейшую судьбу страдальца. В книге протоиерея Алексия Резухина «Церковная Вологда 1930–1940-х годов» читаем: «Иеродиакон Антоний – …молодой, ярко выраженный брюнет выше среднего роста, с длинными волосами на голове и длинной бородой, с черными глазами, худощавый, с чисто монашеской поступью и манерой безстрастного служения [38]». При этом в сноске автор книги указывает, что «иеродиакон Антоний (в миру Антоний Иванович Ковалев) – из братии Вологодского Свято-Духова монастыря. Был арестован 12 ноября 1937 года и 1 декабря 1937 года приговорен к высшей мере наказания “тройкой” при УНКВД СССР по Вологодской области».

МАГИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО «МЕТАМОРФОЗ»

Особенно чувствуется ироническое отношение автора к персонажам «милетских рассказов»: как сюжеты этих рассказов напоминают мимы, так и их участники — условные амплуа мимических актеров или же маски комедии: разбойник-злодей, скряга-богач, незадачливый любовник. Их мир для автора как бы не реальный, а игрушечный; он смотрит на эти фигурки сверху вниз и, как опытный кукловод, заставляет их двигаться по своему желанию.

Взгляды Платона — ключ и для понимания образа главного героя романа. Так, Платон, описывая три части души, пользуется сравнением, ставшим знаменитым: душа — это колесница, ее божественная часть — возничий, смертные части — два коня. Один — белоснежный, любящий почет, рассудительный и совестливый. Другой — черной масти, наглый и похотливый. Используя именно это платоновское сравнение, Апулей аллегорически изображает превращения своего Луция.

От Апулея сохранилось шесть произведений: роман «Метаморфозы», «Апология, или О магии», сборник отрывков из речей «Флориды» и три философских сочинения: «О божестве Сократа», «О Платоне и его учении» и «О Вселенной». Это лишь малая часть им написанного. По различным упоминаниям (самого Апулея и других писателей) мы знаем, что его перу также принадлежали роман «Гермагор», стихи и гимны, сборник любовных историй, «Сокращенные истории» неизвестного содержания, «Застольные беседы», трактаты «О государстве», «О медицине», «О пословицах», «Естественноисторические вопросы» и многое другое, не говоря уже о публичных речах, которые нередко после произнесения издавались.

То же самое можно сказать и о пути Психеи, героини вставной сказки. Здесь те же напрасные предупреждения Амура своей любопытной жене, сходные мытарства и страдания героини и такое же спасение благодаря божественному вмешательству. В образе Психеи Апулей воплотил свое представление о смысле человеческой природы. Любопытство присуще всякой человеческой душе, не только Луцию, Психее или Одиссею, но самому автору романа (в XI книге Апулей отожествляет себя с героем) и конечно же — читателю. В понимании Апулея любопытная человеческая душа, совершающая свое земное странствие, нуждается в божественном проводнике. Без него она не в состоянии противоборствовать натиску всюду подстерегающих ее злых сил.

Вторая половина речи весьма любопытно живописует бытовые отношения и нравы провинциального городка: семейные распри, перехваченные письма, ложные показания. Апулей изображает своих обвинителей как неисправимых пьяниц, развратников, интриганов. Ироническая интонация, доминирующая в речи, напоминает сократовскую иронию, а обвинения в занятиях магией перекликаются с обвинениями во введении новых богов, предъявленными Сократу. По всей вероятности, в качестве образца для своей «Апологии» Апулей взял платоновскую «Апологию Сократа», ибо и в других своих произведениях Апулей нередко ссылается на авторитет Сократа, стремясь придать своим рассуждениям большую значимость и вес. Так, во «Флоридах» — сборнике отрывочных исторических анекдотов, рассуждений и описаний — с особым почтением неизменно упоминается имя Сократа, жизнь которого была для Апулея образцом высочайшей нравственности. Основой для такой нравственности был образ «демона» (об этом Апулей пишет в сочинении «О божестве Сократа»). «Демон», в представлении людей того времени, высшее по отношению к человеку и невидимое существо, посредник между людьми и богами, бессменный страж и свидетель всех человеческих поступков: «…приучите свои души к мысли о том, что в действии или в размышлении нет для этих стражей ничего сокрытого ни в душе человека, ни вне ее; ибо вмешиваются они в каждую мелочь, все проверяют, все понимают и, подобно совести, в самых потаенных местах обитают». Лишь один Сократ был для Апулея человеком, который смог безукоризненно прожить жизнь, ни разу не испытав угрызений совести. «Почему бы нам, — продолжает Апулей, — взяв Сократа за образец и держа этот образец в памяти, не обратиться к благостному занятию философией… Даже не знаю, какая причина отвращает нас от этого. Ничему я так не удивляюсь, как тому, что все хотят жить хорошо и знают, что… нельзя жить хорошо, не заботясь о своей душе, но о душе своей не заботятся».

В начале романа Апулей несколько раз подчеркивает, что основным свойством его героя является любопытство: Луций желает знать все или как можно больше. Любопытство издавна порицалось в философской литературе, считалось пороком, писали об этом и платоники. Плутарх посвятил этой теме специальный трактат, в котором он определяет любопытство как стремление побольше узнать о чужих тайнах и скрываемых недостатках, — в самом деле, добродетель же никто не станет прятать. Любопытный, утверждает Плутарх, открывает свои уши для самых дрянных разговоров, гнусных и грязных россказней, чем наносит своей душе непоправимый вред, становясь зловредным и злоречивым. Но от этой болезни есть верное средство, поучает Плутарх: любопытство нужно отвлечь, обратив свою душу ко всему достойному и прекрасному. И к этому нужно долго и терпеливо себя приучать. Даже мудрецу нелегко освободиться от этого свойства, и у многоумного Одиссея (как считает другой платоник, Филон Александрийский) основным пороком было любопытство. Одиссей не выдержал искушения знанием и стал слушать песнь сирен, хотя знал, что это грозит ему погибелью. Параллель Луция с Одиссеем достаточно отчетливо намечена и самим автором «Метаморфоз»: «Не без основания божественный творец поэзии у греков, желая показать нам мужа высшего благоразумия, изобразил человека, приобретшего полноту добродетели в путешествиях по многим странам и в изучении разных народов. Я сам вспоминаю свое существование в ослиной шкуре с большой благодарностью, так как, под прикрытием этой шкуры, испытав превратности судьбы, я сделался если не более благоразумным, то более опытным» (IX, 13). При этом Луция и Одиссея объединяет не только общий порок, но и мужество, качество, уравновешивающее любопытство. Оба они не раз оказываются на краю гибели из-за своего стремления «знать», но, благодаря способности переносить тяготы, удостаиваются покровительства таких великих богинь, как Афина и Исида.

Еще по теме:

  • Калькулятор 395 арбитражный суд Арбитражный суд Свердловской области Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий […]
  • Приказ 640 уфмс Приказ 640 уфмс Уведомителю или его представителю, в случае, если уведомление подано непосредственно в территориальный орган ФМС России, выдается справка, подтверждающая прием уведомления (приложение N 2 к настоящему Порядку). (абзац […]
  • Налог на продажу подаренной квартиры При продаже подаренной квартиры какие налоги платить Кадастровая продажа подаренной жилплощади какие налоги платить недвижимости всегда отличается от рыночной. А все потому, несомненно это в ситуации, если правительство увидит в вас […]
  • Бланк по приказу 302н Список контингента по Приказу 302н (образец) Поименный список контингента по Приказу 302н, образец прилагается, формируется в целях прохождения медицинского осмотра сотрудников, подлежащих периодическому обследованию. Основной целью […]
  • Иск о признании доли равными Иск о признании права собственности на ½ долю дома о признании права собственности на ½ долю жилого дома Оценочная стоимость строения, согласно экспертному заключению (прилагаю), по состоянию на 13.07.2015 г. составляет 3 913 000 руб. […]