Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях

Подробную информацию о составе и структуре счета бюджетного учета в КУ ищите в статье «Коды счетов бюджетного учета в 2016 году».

Бухгалтерский учет в казенных учреждениях регулируется отдельными нормативными документами и отличается от учета в других экономических субъектах. О нюансах бухгалтерского учета в казенных учреждениях читайте в этой статье.

Для начала дадим краткую характеристику казенным учреждениям (КУ). Она зафиксирована в ст. 6 БК РФ.

Особенностью бухгалтерского учета в казенных учреждениях является нумерация счетов. Они состоят из 26 знаков, в которых закодирована информация. Кодировка позволяет соотносить данные разных субъектов бюджетной системы.

КУ — это один из видов государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и бюджетными. КУ может оказывать госуслуги, а также выполнять госфункции. Деятельность КУ обеспечивается за счет средств бюджета, бюджетная смета является основой для выплат. Также КУ имеет право участвовать в коммерческой деятельности, если это не запрещено учредительным документом, но все доходы перечисляются в бюджет. Всё имущество принадлежит учредителю (РФ, субъекту РФ или муниципалитету) и используется на праве оперативного управления. Согласие учредителя необходимо для распоряжения любым имуществом КУ. При нехватке средств КУ учредитель отвечает по его обязательствам. В целом КУ больше всего ограничены в свободе действий и зависимы от учредителя по сравнению с прочими госучреждениями.

Нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет в казенных учреждениях, является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В нем прописаны базовые требования и правила ведения бухучета в Российской Федерации. Кроме того, есть единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Они применяются всеми госучреждениями, а также госорганами. Также для КУ действует план счетов бюджетного учета с инструкция к нему (приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н).

Налог на имущество в казенных учреждениях в 2017 году

  • частичное взыскание с КУ задолженности, в том числе и по НИМ;
  • получение налоговым органом исполнительного листа;
  • направление исполнительного листа налоговым органом в Управление Федерального казначейства (далее – УФК) на исполнение;
  • сообщение из УФК о возможности у налогового органа отзыва исполнительного листа и предъявления требований в порядке субсидиарной ответственности к ГРБС;
  • возврат исполнительного листа налоговому органу;
  • невозможность исполнения.

Если региональные власти снизили налоговую ставку предположим до 2%, то НИМ равен 13746,15 руб. (687307 * 2%).

Все, перечисленное в настоящем абзаце, следует из пункта 2 статьи 372 НК РФ. Следующая установка налогового законодательства – налоговая льгота может быть применена только при наличии установленных законодательством условий (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ).

  • на 5 дней раньше окончания крайнего срока подачи декларации (отчета);
  • через 1,5 месяца после сдачи отчетности.

При установлении НИМ субъекты РФ могут также предусмотреть:

КУ, которые не работают в УИС и не отнесены к ГНЦ, имеет смысл изучать региональные нормативные акты на предмет обнаружения 100% льготы по всему имуществу.

Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях

  • Учредитель участвует в управлении финансами.
  • Счета открываются в казначействе.
  • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
  • Доходы от работы направляются в бюджет.
  • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
  • Операции с ценными бумагами не проводятся.
  • Структура не имеет прав на использование УСН.

Казенное учреждение – это государственная структура, которая занимается оказанием государственных услуг. Это некоммерческие объекты, формируемые для осуществления культурных и прочих целей. Учредителем считается госорган, у которого есть соответствующие полномочия. Учет в таких субъектах ведется особым образом. Нюансы связаны с тем, что у субъекта нет прав на используемое имущество. Кроме того, подобные учреждения не могут пользоваться упрощенными системами обложения налогами.

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

  • Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
  • Право управления образуется с дня регистрации.
  • Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
  • Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.

Налогообложение казенных учреждений

Казенное учреждение обязано начислять транспортный налог с момента регистрации транспортного средства. В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства или снятия его с учета в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано у налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета автотранспорта в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц . Важно учитывать, что если автомобиль находится длительное время на ремонте и не эксплуатируется, то казенное учреждение не освобождается от начисления и уплаты транспортного налога . Однако если транспортное средство числится в угоне и данный факт соответствующим образом задокументирован, на период его розыска казенное учреждение освобождается от уплаты транспортного налога (при представлении в налоговый орган документа, подтверждающего факт кражи (угона) в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ.
——————————–
См. Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-05-06-04/33827.
См. Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01.

Кроме финансирования из соответствующего бюджета согласно смете, а также осуществления, в соответствии с учредительными документами, приносящей доход деятельности, казенные учреждения могут быть получателями грантов. В современных условиях гранты, предоставляемые (как правило, в результате конкурсного отбора) для реализации конкретных проектов в области науки, культуры, образования и т.д., получили широкое распространение. В части казенных учреждений законодательство Российской Федерации не ограничивает права юридического лица на участие в конкурсе на получение гранта , и если казенное учреждение будет определено победителем конкурса, финансовое обеспечение для реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, установленных ст. 70 БК РФ, и на основании бюджетной сметы с учетом ограничений, предусмотренных ст. 161 БК РФ. Гранты могут быть учреждены Президентом Российской Федерации, российскими или иностранными организациями, гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований, при этом порядок и условия выделения грантов регламентируются положениями, утвержденными на соответствующем уровне.
——————————–
См. Письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843.

В настоящее время исчисление и уплата данных страховых взносов казенными учреждениями осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» соответственно.
В российской налоговой системе предусмотрены также специальные налоговые режимы, однако НК РФ прямо устанавливает невозможность применения некоторых из них для казенных учреждений.
Например: в части ЕСХН – пп. 4 п. 6 ст. 346.2; в части УСН – пп. 17 п. 3 ст. 346.12.
Однако в части ЕНВД НК прямо не устанавливает невозможность его применения казенными учреждениями.
К сожалению, налоговая статистика и аналитика, представленная на интернет-сайте налоговых органов, не дает возможности выявить суммы налоговых поступлений от казенных учреждений. Это связано с тем, что форма 1-НОМ рассматривает начисления и поступления налогов и сборов в разрезе основных видов экономической деятельности, а казенные учреждения, с одной стороны, можно отнести к коду 1400 «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», а с другой стороны, казенные учреждения оказывают услуги и выполняют работы, связанные с разными направлениями деятельности .
——————————–
На сайте www.bus.gov.ru в разделе «Аналитика по учреждениям» можно получить развернутую информацию о видах деятельности учреждений.

При этом казенные учреждения обязаны ежегодно подтверждать основной вид фактически осуществляемой деятельности , в зависимости от которого определяется риск травматизма работников и соответствующее страховое обеспечение, которое регулируется размером тарифа, зависящим от классов профессионального риска по различным видам деятельности.
——————————–
Согласно Постановлению ФАС ВСО от 30.04.2013 N А33-12934/2012 основной вид деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены общие сведения о видах экономической деятельности организации (учреждения).

Государственное учреждение и муниципальное учреждение
1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества

Согласно п. 103 Инструкции N 162н учет расчетов по платежам в бюджеты ведется на следующих счетах:
0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
0 303 06 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
0 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;
0 303 08 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС» (до 2012 г.);
0 303 09 000 «Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»;
0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»;
0 303 11 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии» (до 2014 г.);
0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
Казенное учреждение должно утверждать учетную политику как для целей бухгалтерского учета согласно ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», так и для целей налогообложения. Применительно к казенным учреждениям вопросы, подлежащие закреплению в приказе по учетной политике в части налогообложения, рассмотрены С. Валовой .
——————————–
Валова С. Учетная политика для целей налогообложения // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 1. С. 20 – 27.

Еще по теме:

  • Работа в суде в крыму На суде по - делу Панова - в Крыму допросили секретного свидетеля Российские спецслужбы заявляют, что задержанные Евгений Панов и Андрей Захтей были членами группы «украинских диверсантов», которая якобы планировала совершить теракты на […]
  • Федеральный закон от 8 декабря 2003 г 164-фз Федеральный закон от 8 декабря 2003 г Уточняется распределение компетенции между РФ и субъектами РФ, между органами федеральной власти в области внешнеторговой деятельности. В настоящий документ внесены изменения следующими […]
  • Размер материнского капитала в 2018 году в хмао Материнский капитал в ХМАО Федеральный материнский капитал в ХМАО, как и на всей территории Российской Федерации, предоставляется на основании закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих […]
  • Кто назначает судью уставного суда Кто назначает судей мирового суда Кто назначает мировых судей и кому они подконтрольны? Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение […]
  • Код налоговой декларации по налогу на прибыль Какой налоговый и отчетный период по налогу на прибыль (коды) При авансах, исчисляемых из фактической прибыли (п. 2 ст. 285 НК РФ): со дня ее создания (госрегистрации) до конца данного года (например, с 26 мая по 31 декабря текущего […]